Блог

Безусловное принятие

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Когда-то на одной из первых групп для психологов которые я посещал одна из присутствующих девушек задала интересный вопрос, который не давал мне покоя долгое время. Она сказала приблизительно следующее: «Я уже закончила психологический факультет университета, первую ступень обучения гештальт-терапии, прочитала массу книг о гештальте, но я все равно не понимаю, что спрашивать у клиента?» Ответ ведущего группы меня поразил. 

Он сказал: «Можно вообще ничего не спрашивать! Я например могу провести целую сессию с клиентом практически ничего не спрашивая». Так как об этом никто больше не вспоминал, вопрос вытеснился на задворки сознания.  Позднее я узнал, что первые психоаналитики часто так и поступали (совсем не разговаривали с клиентом). У них считалось, что любой контакт с психотерапевтом может помешать потоку сознания клиента. Конечно, гештальт-терапия работает по-другому. Контакт с клиентом не только не запрещается, но и наоборот является одной из главных целей психотерапии. Другие цели - это поддержка клиента, создание для него безопасной среды, где он может безопасно предъявить свои уязвимости.

Для достижения этих целей психотерапевт, как один из главных инструментов, должен удовлетворять определенным требованиям и применять определенные базовые техники, которые могут быть незаметны со стороны и не привлекать к себе внимание.

Сегодня мне хочется поговорить об одной из техник, о которой многие забывают - о безусловном принятии.

Безусловное принятие клиента — это проявление уважения к нему, общение с клиентом без осуждения, без того, чтобы загнать его и его поведение в какие-либо рамки. Это принятие достоинств и недостатков клиента, его положительных и отрицательных черт характера и паттернов поведения, его позитивных и негативных желаний, мыслей, чувств и т. д. Специалист не может настаивать на том, чтобы клиент изменил свое поведение в угоду ему. Также специалист не может контролировать действия и поступки клиента и указывать ему, что хорошо, а что плохо. Безусловное принятие клиента не означает одобрения клиента и не сводится к нему. Консультант может не разделять его мнение и не одобрять его поведение и поступки, но вместе с тем он принимает клиента в целом, как личность. Именно такое безусловное принятие и является для клиента той поддержкой и безопасностью, которые он вряд ли может найти за пределами кабинета психолога.

Безусловному принятию клиента со стороны психолога могут мешать следующие факторы: 

  • недостаток знаний о поведении человека;
  • предубеждения;
  • неразрешенные конфликты;
  • ненайденное успокоение;
  • нежелание исследовать;
  • стереотипы;
  • непонимание разницы между принятием и одобрением и др.

 Для иллюстрации приведу небольшую цитату из Сержа Гингера:

 «Во время одного из наших семинаров в Эсалене, Калифорния, в первый же день один из стажеров, Алан, описывает свою безнадежную ситуацию. Он по профессии массажист-физиотерапевт. Заболевание позвоночника не позволяет ему заниматься профессиональной деятельностью, и как большинство американцев он не имеет медицинской страховки. Он разорен. Он вынужден продать дом. В этот момент жена забирает детей и уходит от него. За несколько месяцев он потерял здоровье, работу, деньги, дом, жену, детей; он совсем один и страдает. Он решил покончить с жизнью, но по совету друга сначала решил пройти гештальт - семинар в Эсалене: «Вы — моя последняя надежда!» Вся группа сочувствует и каждый старается его поддержать... И тогда психотерапевт, которая вела этот семинар, заявляет: «Алан, я считаю, что ты прав. У тебя ничего и никого не осталось в этой жизни. Ты все утратил и — ни малейшего проблеска надежды. Если ты хочешь покончить с собой, лучшего места не найти: всего двести метров отсюда — и ты можешь броситься с утеса на скалы в море Результат гарантирован! Ты можешь сделать это сейчас же или в любой другой день из пяти, пока мы работаем». После леденящей паузы, когда все затаили дыхание. Алан отвечает: «Хоть кто-то меня понял, наконец. Все дают мне добрые, но абсолютно непрактичные советы... Ты первая, кто действительно меня понял; не зря я сюда приехал! Во время семинара я подумаю над твоим предложением». Провокационное поведение стало для него стимулом: он почувствовал, что его воспринимают всерьез, и сумел разработать новый жизненный проект во время семинара».

Автором методики безусловного принятия считается известный американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс. Он считал, что что бы ни пережил человек – ему не обязательно оставаться с этим наедине. И с этого начинается исцеление. Известны случаи презентации метода безусловного принятия Карла Роджерса, когда за всю сессию он не промолвил ни единого слова. Он транслировал свое полное принятие клиента таким, как он был, только через качество своего внимания. Последовавшая за этим сессия была ошеломительно глубокой.

Насколько бы блестящими специалистами мы ни были, самый большой дар, который мы можем преподнести страдающему – это наша целостность. Слушание – это, пожалуй, самый древний и самый мощный инструмент исцеления. Зачастую именно качество нашего внимания, а не наши мудрые слова способствуют самым глубоким изменениям в окружающих нас людях. Слушая, вместе с нашим безраздельным вниманием, мы открываем другому возможность обрести целостность. То, что отвергалось, обесценивалось, не принималось самим человеком и его окружением. То, что было спрятано. Когда мы щедро слушаем другого, он тоже может услышать ту правду, которая в нем есть. Иногда человек это слышит впервые за свою жизнь.

Практическое применение техники принятия и многое многое другое на авторской обучающей группе "Базовые техники психотерапии".

 

 

© 2013 Valery Bouratevich. All Rights Reserved.