Блог

Методы, применяемые психологом во время встречи с клиентом, как это работает?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бытует мнение, что психологи «лезут в голову», «промывают мозги», «зомбируют» и т.п.. Пойти к психологу – это значит признать, что у меня что-то не в порядке, и сам я с этим справиться не могу. Это чем-то похоже на ситуацию, когда человек из страха откладывает визит к стоматологу и терпит до последнего. 

В отличие от зуба, который просто заставляет бегом бежать к врачу, такие проблемы как неуверенность в себе, невозможность построить отношения, могут созревать и копиться годами, и лишь когда уж совсем невмоготу, человек обращается к психологу. И потом с удивлением и сожалением говорит, «знал, бы, как это, так уже давно бы пришел, а то столько лет мучился».

В этой статье внимание уделяется тому, что и как проходит во время приема. Психолог внимательно слушает, строит доверительные отношения, благодаря чему клиент чувствует себя в безопасности и может рассказать о том, что его тяготит, прикоснуться к своей боли и отпустить ее.

По большому счету, терапия начинается в буквальном смысле слова тогда, когда клиент переступает порог кабинета. Психолог приветствует клиента и предлагает ему или ей присесть на удобное для него или нее место на комфортном расстоянии (если всего этого нет, см. 50 признаков плохой терапии).

Дальше терапевт разъясняет в общих чертах, что будет происходить в процессе встречи, и спрашивает клиента, как он к этому относится. Если клиенту что-то непонятно, терапевт проясняет до тех пор, пока клиенту не станет все понятно.

После этого психолог спокойным и мягким тоном спрашивает, что привело к нему клиента. Психолог может задавать уточняющие вопросы, с помощью которых оба – и клиент, и терапевт - могут разобраться, что происходило или что происходит. Затем, когда у терапевта формируется достаточно четкое представление о содержании рассказа клиента, он кратко излагает клиенту свое понимание услышанного. Типичные фразы, которые для этого используются:

«Похоже на то, что вы/у вас…»

«Для меня это звучит как…»

«Я слышу, что вы…»

Такие вводные слова и фразы показывают, что это всего лишь предположение, в то время как клиент может уточнить или пояснить, что он имел в виду.

Обычно опытный терапевт достаточно легко понимает, о чем говорит клиент, а цель краткого изложения этого понимания дает клиенту уверенность в том, что терапевт его хорошо понимает. Это способствует созданию доверительной обстановки и помогает клиенту, с одной стороны, лучше понять самого себя, и, с другой стороны, чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы продолжать.

Главная задача терапевта обнаружить места, где скрыто много энергии. Например, обращая внимание клиента на его ощущения, терапевт помогает ему, во-первых,

понять, что происходит, когда он что-то чувствует. Обычно во время первой или нескольких первых встреч на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», клиент, который только что очень эмоционально и даже яростно доказывал чью-то неправоту, отвечает «Не знаю, ничего не чувствую». Во-вторых, психолог помогает клиенту понять, что именно клиент чувствует, какие эмоции, как они называются и какие ощущения при этом присутствуют в теле. В третьих, психолог поощряет клиента говорить о своих чувствах, выражать свои эмоции и удовлетворять потребности, которые обозначены этими эмоциями. И, наконец, с помощью специальных и в то же время несложных техник и упражнений, помогает клиенту научиться выражать свои мысли, чувства и эмоции экологичным образом, то есть так, чтобы не причинить боли другим и в то же время быть услышанным и понятым.

Когда терапевт видит, что клиент переживает сильные эмоции, он обычно просит его замедлиться и «побыть» со своими ощущениями. Такая концентрация внимания на своих переживаниях дает клиенту возможность осознать первопричину этих эмоций, перепрожить определенную ситуацию, которая их вызвала и трансформировать свои ощущения в действия.

Иногда терапевт предлагает клиенту так называемый «творческий эксперимент». Он предлагает клиенту сделать какое-то действие, которое должно выпустить застывшую энергию. Например, дать выход злости, поколотив подушку. Или обратиться напрямую к человеку, к которому есть сильные чувства, при помощи техники «пустой стул».

Она используется в том случае, если у клиента есть сильные невысказанные – чаще всего негативные - чувства и эмоции, которые мешают ему жить, но которые он по какой-либо причине не имеет возможности высказать лично, например, человек, для которого они предназначены, уехал в другой город/страну и с ним потеряна связь, или умер. Иногда клиент просто не имеет желания или достаточной силы для того, чтобы это сделать лично. На самом деле, эксперименты могут быть любыми, и их главная цель при этом – дать человеку сделать или сказать что-то, что он не позволял себе на протяжении многих лет и что ему хотелось бы сделать самому. Очень важно, чтобы перед любым упражнением терапевт обязательно спрашивал у клиента его согласие. Абсолютно недопустимо уговаривать и тем более заставлять. (Если такое имеет место, см. «50 признаков плохой терапии»).

Работа с эмоциями – это, фактически, одна из главных задач во время терапии. Наличие сильных эмоций свидетельствует о том, что давняя рана только затянулась сверху, но не зажила.

Так как эмоции могут быть достаточно быстротекущими и от них сильно отвлекает чрезмерная интеллектуализация, размышления и логические построения, терапевт предлагает клиенту замедляться, не спешить с рассказом и стараться отслеживать свои эмоции.

Главный момент во всей работе – терапевт имеет право работать ТОЛЬКО с тем, что рассказывает сам клиент (если терапевт много говорит, говорит о себе или настаивает на том, что он лучше знает, что с вами происходит, см. «50 признаков плохой терапии»). В определенной степени так называемое «самораскрытие», когда терапевт рассказывает клиенту, что именно он чувствует в той или иной ситуации, или свой опыт прохождения через подобную ситуацию, конечно же, не только допускается, но и приветствуется, но только в том случае, если это целесообразно и если не затягивается во времени.

Терапевты также готовы оказывать поддержку, если она нужна клиенту. Вопросы могут звучать приблизительно так: «Я вижу, что Вам больно, у Вас слезы в глазах, я хотел(а) бы Вас поддержать. Что я могу сделать сейчас, чтобы Вас поддержать?».

В арсенале у психолога много как базовых, так и продвинутых практик. Опыт и квалификация позволяют ему выбрать подходящую технику в каждый определенный момент сообразно ситуации и цели. Во время сессии терапевт не должен инструктировать клиента, что и как делать, какими словами обругать тещу, чтобы она сразу его зауважала, как ему вести себя на работе, чтобы заработать авторитет или как познакомиться с девушкой/парнем. Все эти решения клиент принимает исключительно сам, так как только осознает, что для него правильно, а что нет!

Для более полного понимания картины предлагаю ознакомиться со статьями в моем блоге «50 признаков хорошей терапии» и «50 признаков плохой терапии».

 

© 2013 Valery Bouratevich. All Rights Reserved.