Блог

Активное слушание. Как научиться слушать, что говорит собеседник

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ученые установили, что такая простая вещь как слушание может помочь вам найти лучшую работу, получить повышение, начать больше зарабатывать, создавать прочные и уважительные отношения.

Слушание - один из самых важных  и полезных для общения навыков. Качество вашего слушания оказывает огромное влияние на эффективность вашей работы и на качество ваших отношений с другими людьми. Слушание нужно в следующих случаях:

  • Мы слушаем, что получить информацию.
  • Мы слушаем, чтобы понять.
  • Мы слушаем ради удовольствия.
  • Мы слушаем, чтобы учиться.

Учитывая сколько всего нам приходится слушать каждый день, можно подумать, что мы умеем это делать очень хорошо! На самом деле, для большинства из нас это не так. Более того, исследования показывают, что большинство людей запоминают только от 25 до 50% того, что они слышат. Это означает, что когда вы разговариваете с начальником, коллегами, клиентами или супругом в течение 10 минут, они в действительности уделяют внимание не более, чем половине того, что вы говорите.

С другой стороны, когда вы сами слушаете указания или получаете информацию на слух, вы также не слышите все что вам говорят. Можно надеяться, что наиболее важная информация попадет в услышанные 25-50%, но что, если это не так?

Очевидно, что слушание - это навык, совершенствование которого пойдет на пользу абсолютно всем. Научившись лучше слушать, вы можете повысить свою производительность, эффективность, а также свою способность влиять на других людей, убеждать их и вести переговоры. Более того, вы сможете избежать огромного количества конфликтов и недоразумений. Все это необходимо как для успешной карьеры, так и для построения длительных отношений!

Хорошие коммуникативные навыки требуют высокого уровня самосознания. Понимание вашего личного стиля общения будет иметь большое значение для того, чтобы помочь вам создавать хорошие и прочные отношения с другими людьми.

Об активном слушании

Улучшить навыки слушания можно практикуя так называемое «активное слушание». Для этого необходимо приложить сознательное усилие, чтобы услышать не только слова, которые говорит другой человек, но, что более важно, что именно он хочет сказать. Для этого, вы должны уделить другому человеку очень много внимания.

Пока другой человек говорит, вы не можете позволить себе отвлекаться на все, что происходит вокруг, или на обдумывание возражений (что происходит в большинстве случаев). Вы также не можете позволить себе скучать и потерять концентрацию на том, о чем говорит другой человек.

Если вам особенно сложно сосредоточиться на том, что говорит человек, попробуйте мысленно повторять его или ее слова, в то время когда он или она их говорит, - это поможет вам лучше их запомнить, а также поможет сосредоточиться.

Навыки активного слушания также включают необходимость показывать другому человеку, что вы слушаете то, что он говорит. Чтобы понять важность этого момента, спросите себя, задавались ли вы когда-либо вопросом, слушает ли ваш собеседник то, что вы говорите? Задавались ли вы когда-либо вопросом, понимает ли он о чем вы говорите, и стоит ли вообще продолжать говорить? Возможно, вам кажется, что вы говорите со стенкой и хотите этого избежать.

Подтверждение может быть простым, например кивок головы или простое «угу», «ага» и т.п. Вы не обязательно должны соглашаться с человеком, вы просто показываете, что слушаете. Использование языка тела и других невербальных признаков, подтверждающих, что вы слушаете, также может помочь показать, что вы слушаете.

Постарайтесь общаться с говорящим таким образом, чтобы ему хотелось продолжать говорить, и чтобы вы могли получить как можно больше необходимой вам информации. В то время как кивки и междометия вроде «ага» говорят, что вас интересует говоримое, вы можете задавать краткие вопросы по существу или кратко повторять сказанное, подтверждая, что вы слушаете и понимаете о чем человек говорит.

Имейте в виду, что практика активного слушания может создать у собеседника впечатление, что вы согласны с ними, хотя это не так. Также важно избегать использования активного слушания в качестве контрольного списка действий, которые следует выполнить, а не для настоящего слушания. Практика активного слушания, может помочь если вам регулярно кажется, что вы теряете нить разговора.

Как научиться активному слушанию

Существует пять ключевых техник активного слушания, которые вы можете использовать для повышения эффективности общения:

1. Уделяйте внимание

Уделите говорящему все ваше внимание и подтверждайте понимание. Помните, что невербальные сообщения также могут звучать достаточно громко.

  • Смотрите говорящему в глаза.
  • Не отвлекайтесь на второстепенные мысли.
  • Не готовьте мысленные возражения
  • Избегайте отвлекаться на факторы окружающей среды. Например, разговоры или действия других людей, находящихся рядом.
  • «Слушайте» язык тела говорящего.

2. Покажите, что вы слушаете

Используйте свой собственный язык тела и жесты, чтобы показать, что вы внимательно слушаете.

  • Иногда кивайте.
  • Улыбайтесь и используйте другие уместные выражения лица.
  • Убедитесь, что ваша поза показывает открытость и интерес.
  • Поощряйте говорящего продолжать с небольшими междометиями, такими как «да», и «ага» или «угу».

3. Реагируйте

Личные фильтры восприятия, концепции, предположения, суждения и убеждения могут искажать то, что человек слышит. Поэтому во время слушания, главная задача - понять, что говорит собеседник. Для этого может понадобиться думать о том, что говорит собеседник и задавать вопросы.

  • Перефразируйте слова собеседника. «Я слышу, что ...» и «Я правильно понял, ты говоришь, что ...» - это отличные формулы, чтобы подтвердить понимание.
  • Задавайте вопросы, чтобы уточнить некоторые моменты. «Что ты имеешь в виду, когда говоришь ...». «…., вы это имеете в виду?»
  • Время от времени обобщайте слова говорящего.

Если у вас возникает эмоциональная реакция на слова говорящего, скажите об этом. И попросите дополнительную информацию: «Возможно, я не правильно вас понимаю, и поэтому принимаю то, что вы сказали близко к сердцу. Я думал, что вы только что сказали, что … . Вы это имели в виду?»

4. Отложите оценки и суждения

Прерывать говорящего - пустая трата времени. Это расстраивает его и мешает полному пониманию сообщения.

  • Прежде чем задавать вопросы, позвольте говорящему закончить мысль.
  • Не прерывайте говорящего возражениями.

5. Отвечайте уважительно

Активное прослушивание предназначено для поощрения уважения и понимания. Вы получаете информацию и вникаете в точку зрения. Вы ничего не добавляете, не нападаете на говорящего и иным образом не обесцениваете его или его слова.

  • Будьте откровенны, открыты и честны в своих словах.
  • Излагайте свое мнение уважительно.
  • Обращайтесь с другим человеком так, как вам кажется, он хотел бы, чтобы с ним обращались.

Заключение

Для активного слушания требуется большая концентрация и решительность. Старые привычки трудно сломать, и если ваши навыки слушания так же плохи, как у большинства, чтобы сломать старые привычки, вам придётся усердно поработать.

Существует пять ключевых техник, которые вы можете использовать для усовершенствования своих навыков активного слушания:

  1. Уделяйте внимание.
  2. Покажите, что вы слушаете.
  3. Реагируйте.
  4. Отложите оценки и суждения.
  5. Отвечайте уважительно.

Начните использовать методы активного слушания прямо сегодня, чтобы улучшить навыки общения, производительность и эффективность на работе и улучшить отношения с окружающими.

© 2013 Valery Bouratevich. All Rights Reserved.