Блог

Общение с работодателем

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вообще вопросы выбора работы, поиска работы, устройства на работу, поведения на рабочем месте и, в конце концов, ухода с работы стары как мир. В нашей жизни работа (или ее заменители) занимает второе место после сна по продолжительности и, наверное, второе после отношений с противоположным полом по количеству сильных эмоций, которые она вызывает.

С некоторых пор, начитавшись о папах Кийосаки, я начал задумываться о самозанятости и, в конце концов, перешел на фриланс, о чем, скажу честно, ни грамма не жалею. Но у меня остался в багаже также и большой опыт работы на производстве, в офисе и т.п. Во всех этих местах главной неприятностью было общение с работодателем, который не всегда лучше и умнее тебя, а, чаще, как раз наоборот, значительно богаче, но, как правило, не такой умный. По какой-то причине, большинство начальников, которые встречались мне на жизненном пути были тупыми самодурами, с которыми было невозможно общаться другими словами, кроме «так точно» и «разрешите выполнять».

Я помню одну из работ в самом начале моей предыдущей карьеры, где, согласно моим ощущениям, меня  откровенно не ценили. Работодатель мог говорить «спасибо» за каждую мелочь и нахваливать меня, но когда доходило до выплаты зарплаты, часто приходилось «отстаивать» и без того небольшие деньги, которые мне причитались. Он постоянно забывал об обещанных премиях, мог забыть заплатить за некоторые отработанные дни. При этом постоянно рассказывал мне, как тяжело зарабатываются деньги, и жаловался сколько он сам тратит времени и усилий на свой бизнес.  

Одно время получаемых от него денег не хватало даже на базовые нужды, и его отношение ко мне, которое я воспринимал как манипулятивное, вызывало во мне скрытую агрессию. Более того, работодатель обожал давать мне неоплачиваемые поручения, что меня только еще больше злило.

Я прямо говорил, что не могу работать по таким тарифам - он отвечал, что на другие нет бюджета. Когда я пытался донести до него, что мое время тоже чего-то стоит, это вызвало у него волну насмешек.

Свою агрессию я иногда показывал. Например, мог со злостью сказать работодателю, что за один вечер у меня иногда получается заработать больше, чем за три дня работы на него. Он отшучивался «так поделись, раз ты так много зарабатываешь».

Когда же я сказал, что ухожу, он стал кричать на меня, что я обязан завершить все проекты, которые веду, а эти проекты запросто могли затянуться и на полгода. Жить за это время на те деньги, которые он платил, было невозможно. Он кричал, что я ему еще остался должен денег, поскольку получил аванс и еще полностью его не отработал. Мне пришлось напоминать, что в реальности я все отработал, и даже переработал. Напоминал я это, уже и сам перейдя на крик и матерные выражения. Напомнил ему и о более чем скромном размере своей зарплаты, и о задержках ее выплаты, а также о его забывчивости по поводу премий.

Короче говоря, мы расстались врагами.

Мне кажется, что в подобной ситуации могли оказываться многие люди, но далеко не все из них способны обратить взгляд на себя и задать себе вопрос «а что конкретно я делаю не так?». Только в таком случае возможно научиться как заранее распознавать подобные ситуации и как выходить из них победителем. Для меня эта ситуация стала одновременно и травмой и бесценным опытом, поэтому хочу поделиться некоторыми мыслями по этому поводу, возможно они окажутся полезными на вашем жизненном пути.

Конечно же причины душевного дискомфорта у всех разные. Но даже в таком случае об этой ситуации можно сказать несколько общих слов. Обычно подобный душевный дискомфорт связан с крушением рамок привычной обстановки. То поведение, которое было для меня привычным, оказалось в итоге неэффективным, а как вести себя по-другому, я тогда не знал. Да и, честно говоря, не понимал почему это все со мной происходит. Я чувствовал растерянность. В таком состоянии я продолжал испытывать психологическое давление, и даже агрессию со стороны работодателя. Ответив агрессией на агрессию, я не мог получить новых знаний или навыков, которые позволили бы мне эффективно действовать в подобных ситуациях в будущем. Я не понимал мотивов и причин такого отношения работодателя к себе, более того, оно несколько раз повторялось и в дальнейшем.

В те времена в моей жизни было много неопределенности: окружающие периодически обманывали мои ожидания, и вместо благодарности отвечали мне агрессией в той или иной форме. Неопределенность сама по себе часто вызывает у человека тревогу и дискомфорт. Если эта неопределенность связана с неудовлетворением важных для человека потребностей, дискомфорт усиливается.

Я какое-то время работал на того работодателя понимая, что финансовая сторона такого сотрудничества совершенно неприемлема. И, конечно же, на это у меня были свои причины. Что я получал от него, кроме денег? Что держало меня на этой работе?

Во-первых, это был ценный опыт. Также эта работа имела гибкий график и давала много личной свободы. Мне также нравилось, что работодатель постоянно устно благодарил меня за результаты проделанного труда. В то время у меня был сложный психологический период, связанный с разрывом отношений и я нуждался в поддержке, одобрении. Сейчас я понимаю, что  помимо потребности в деньгах, я пытался удовлетворить на этой работе определенные потребности, но, скорее всего, делал это не там и не с теми людьми.

И, кстати, здесь также кроется ответ на вопрос, почему я снова и снова попадал в подобные ситуации. Дело в том, что деньги – лишь одна из человеческих потребностей, удовлетворяемых на работе. Кроме нее, существуют потребности в безопасности, общении, признании, в самореализации и пр. и, именно их я и пытался удовлетворить.

Во-вторых, здесь важно научиться эффективно и экологично (не раня других, без агрессии) сообщать о своих потребностях людям, от которых вы ожидаете их удовлетворение. В первое время это может быть непривычно. В нашем обществе общение между людьми во многом построено на взаимных манипуляциях. Одна из них - «ты делаешь вид, что платишь - а я делаю вид, что работаю». Но манипуляции не бывают эффективны в долгосрочной перспективе. Рано или поздно обман раскрывается, порождая обиду, агрессию, и новую волну манипуляций.

И наоборот, прямое и корректное сообщение другому человеку о том, какую свою потребность я ожидаю удовлетворить путем взаимодействия с ним, само по себе могло вывести отношения на качественно новый уровень. Необходимо помнить, что у другого человека также есть свои потребности и ожидания от общения со мной. Я мог бы помочь ему прямо сообщить мне о том же: удовлетворения каких его потребностей он ожидает от меня? Это позволило бы более ясно понять, насколько реалистичны наши ожидания друг от друга.

Кроме понимания своих потребностей и потребностей окружающих, мне важно было понимать, действительно ли я считал себя достойным того, что хотел получить? Особенно это актуально в отношении денег. Так как у меня не было внутренней уверенности в обоснованности, «справедливости» моих денежных претензий, окружающие могли это чувствовать. Да, я мог скрыть свою неуверенность на собеседовании, и занимал желаемую должность. Но у меня не получалось продвигаться по службе, хотя, казалось бы, так желаемое мною легко получали, на мой взгляд, совсем недостойные люди. Я злился и портил жизнь себе и другим.

Если вы оказались в такой ситуации и не чувствуете уверенности в себе, могу порекомендовать попытаться понять, в чем именно по поводу себя вы не уверены. Что вам необходимо изменить, какую работу провести, чтобы развеять эти сомнения? Начните работу с маленьких, но конкретных действий. Уже сам факт движения в этом направлении придаст вам уверенности в себе и в обоснованности ваших ожиданий.

Верьте в себя. Вы имеете право заявлять окружающим о своих потребностях, договариваться об их удовлетворении, взамен выясняя и удовлетворяя потребности окружающих. Если вы видите, что кто-то из окружающих нарушает договоренности - имеет смысл сообщить ему об этом сразу, напомнить о том, что и вы не сможете выполнять взятые на себя перед ним обязательства, если он продолжит нарушать свои. Это даст вам полное право и «железные» аргументы прекратить делать что-то для человека, игнорирующего ваши потребности. А это поможет построить здоровые отношения и сохранить моральное здоровье.

Мириться ли с человеком в подобных ситуациях, решать только вам. В любом случае, нет смысла делать это на эмоциях. Желательно дать эмоциям успокоиться. Честно ответьте себе на вопрос, насколько этот человек для вас ценен, что он вам дает и что требует взамен. Если вы видите возможность продолжения здоровых отношений с ним, и если это важно для вас, почему бы не попробовать? Чтобы эта попытка не стала травматичной для вас – прокрутите в голове наихудший из возможных вариантов его поведения, будьте готовы к нему. Если человек проявит ответную заинтересованность, возможно, ваши отношения выйдут на новый уровень. Если он к этому не готов, отставьте его и продолжайте развиваться. Подобная ситуация становится хорошим опытом и подсказывает правильные вопросы. Благодаря таким встречал, вы получаете знания, которые пригодятся вам при построении здоровых отношений с другими людьми.

Также полезно, хотя и достаточно сложно, попытаться понять чему данный человек может вас научить. Попытайтесь взглянуть на себя в контакте с ним как бы со стороны. Какой вы в этот момент: слабый, беспомощный, одинокий, беззащитный, испуганный, маленький? Почему такой вид общения заставляет вас чувствовать себя именно так? Возможно в детстве у вас был определенный опыт, который стал причиной таких ощущений и такого поведения? Вспомните свои детские обиды и страхи. Возможно они смогут помочь выйти на новый уровень.

И конечно же, наиболее эффективно подобные задачи можно решить при помощи квалифицированного психотерапевта, который поможет пролить свет в наиболее темные уголки души, предоставит необходимую поддержку для перепроживания травматического опыта прошлого и создания новых, гармоничный и экологичных шаблонов поведения, которые позволят избежать подобных ловушек в будущем.

© 2013 Valery Bouratevich. All Rights Reserved.